Top.Mail.Ru

Как правильно оформить распорядительную часть приказа, состоящего из единственного пункта?

Вопрос
С какой буквы – прописной или строчной – следует начинать распорядительную часть приказа после слова «ПРИКАЗЫВАЮ:», если далее следует единственный пункт приказа? Интересует написание слова «внести» (кстати, мы пишем его с абзаца). Очень хотелось бы получить ссылку на правило, применимое в данном случае. Пример: «В связи с отменой служебной командировки Ивановой А.Б., начальника Управления развития страховой деятельности, запланированной на период с 11.11.2013 по 16.11.2013, ПРИКАЗЫВАЮ: внести изменения в приказ от 31.10.2013 № 252 «О возложении обязанностей начальника Управления развития страховой деятельности», изложив преамбулу приказа в следующей редакции...»
Отвечает

Если вам необходима ссылка на профессиональные рекомендации по оформлению распорядительных документов, то обратите внимание на методические рекомендации общего характера «Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов: Методические рекомендации по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003»/Росархив; ВНИИДАД. – М., 2008.

Данные Методические рекомендации подтверждают использование закрепленной ГОСТом Р 6.30-2003 формы изложения текста приказа или распоряжения от первого лица единственного числа и устанавливают правила оформления термина, отражающего принятие решения на основе принципа единоначалия, прописными буквами (ПРИКАЗЫВАЮ, ПРЕДЛАГАЮ). Этот термин оформляется на отдельной строке и заканчивается двоеточием. Методические рекомендации содержат также некоторые правила оформления распорядительной части текста приказа или распоряжения, которая делится на пункты при наличии нескольких исполнителей и нескольких по характеру действий. Но частный случай, когда текст распорядительной части приказа состоит из одного пункта, там не рассматривается.

Если вы работаете в государственном органе, органе местного самоуправления или государственной организации, то при оформлении приказов необходимо руководствоваться Приложением № 15 к п. 3.3.5.2 Методических рекомендаций по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти (утв. приказом Росархива от 23.12.2009 № 76).

В данных Методических рекомендациях предусматривается, что в приказах федеральных органов исполнительной власти констатирующая часть текста должна завершаться словом «п р и к а з ы в а ю», которое печатается вразрядку и также завершается двоеточием. А распорядительная часть текста может делиться на пункты и подпункты, которые нумеруются арабскими цифрами. Специально оговаривается ситуация внесения изменений, отмены или внесения дополнений в ранее изданный документ, при оформлении которой один из пунктов распорядительной части текста должен содержать ссылку на отменяемый документ (или его пункт) с указанием его даты и номера. При этом текст пункта должен начинаться со слов «Признать утратившим силу...».

Если же вам интересны правила издания распорядительных документов как правовых актов, от соблюдения которых и зависит оформление этих документов, то обратите внимание, что изменяться (отменяться) могут пункты распорядительной части текста или весь приказ целиком, а не преамбула (констатирующая часть, в которой обосновываются цели, задачи, причины издания приказа).

Необходимо понимать также, что в формализованном тексте приказа главное – использовать стандартный порядок слов и речевые обороты, в которых уже не в полной мере действуют обычные грамматические связи. На первый план выступают так называемые «речевые модели», использование которых и является одной из характеристик делового стиля русского литературного языка. Но несмотря на официальность и стандартизированность языка документов, в отборе терминов собственно делового стиля учитываются оттенки их значения.

Пример 1

Речевая модель «признать утратившим силу...» в деловой речи имела до недавнего времени смысловое значение (подтекст) признания того или иного управленческого решения ошибочным.

А речевая модель «считать утратившим силу...», которая чаще всего применялась по отношению ко всему документу, означала некоторую «техническую» отмену в связи с неверным оформлением, нарушением дат вступления в силу, неправильной формой публикации и т.п.

Но в последнее время считается, что с юридической точки зрения оттенки значения, отражающие ту или иную управленческую ситуацию, в отборе слов и слов-терминов не имеют значения.

На правила издания (составления и оформления) распорядительных документов обращают внимание специалисты в области документоведения и документной лингвистики, отмечая универсализацию лексики и речевых моделей издаваемых распорядительных документов, а также снижение их качества в целом на всех уровнях управления.

В правилах издания распорядительных документов имеет значение и применение некоторых приемов юридической техники, которая предполагает полную замену формы изложения правовой нормы или правила (статьи, пункта, подпункта) в процессе внесения изменений в правовой акт. Поэтому считаем, что в приведенной вами ситуации могут быть подготовлены 2 варианта проекта приказа:

  • 1-й вариант: оформляется внесение изменений в приказ путем замены одного из его пунктов (текст изменяющего документа показан в Примере 2). Таким образом, ранее изданный приказ в целом продолжает действовать, но один из его пунктов изменился;
  • 2-й вариант: отменяется действие ранее изданного приказа целиком (текст нового приказа показан в Примере 3).
Пример 2. Текст приказа, изменяющего конкретные пункты ранее изданного документа
Пример 3. Текст приказа, отменяющего действие всего ранее изданного документа

Заметьте, что даже единственный пункт приказа пронумерован и оформлен с абзаца (красной строки). Именно такое оформление пунктов распорядительной части текста рекомендуем внести в инструкцию по делопроизводству, ее приложения и образцы.

Но если вы не пронумеровали единственный пункт приказа, то все равно оформляйте его с абзаца и с прописной буквы как формализованную речевую модель, а не просто связный текст после двоеточия.

Таковы «лучшие» практики издания распорядительных документов.

Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 1

Светлана
13.01.2014, 13:55

Спасибо за внимание к моему вопросу! Насколько я поняла, при оформлении распорядительной части приказа, состоящего из единственного пункта, и других частных случаев руководствоваться следует только практикой издания документов. Так что молодым специалистам остается только перенимать опыт старших коллег. К сожалению, в существующих изданных методических рекомендациях и ГОСТах закреплены только наиболее общие и распространенные случаи.

Рекомендовано для вас

Нужны ли согласия для хранения персданных опекаемых и опекунов?

Веду архив в организации, и у меня возник вопрос касательно персональных данных. Включаем ли мы персональные данные (скан паспорта, СНИЛСа, свидетельства о рождении, о браке, о расторжении брака и т.д.) в дело, если это документы опекаемых или опекунов?

Соотношение дат согласования, утверждения, исполнения

Разработан проект локального нормативного акта. К проекту прилагается лист согласования, в котором оформлены визы разработчика, контролера и согласовывающих подразделений. ЛНА вводится в действие приказом, который подписывается генеральным директором. Просим разъяснить, может ли дата согласования проекта ЛНА быть более ранней, чем дата утверждения или согласование и утверждение должны быть проведены одной и той же датой?

Скан-копии: исполняем, сдаем в архив?

В наш адрес поступают документы на бумажном носителе, скан-копии бумажных документов и электронные документы, подписанные ЭП. В период пандемии значительно увеличился объем скан-копий, поступивших в электронной форме по каналам электронной связи. Можно ли их регистрировать как входящие и направлять на рассмотрение? Учитывая специфику государственного органа, часть документов (скан-копий) будут формироваться в протоколы заседаний, в составе которых будут переданы на постоянное хранение в государственный архив. Какими нормативными актами регулируется процесс работы с этой категорией документов?

Копии распорядительных документов включать в акт об уничтожении?

Нужно ли включать в Акт об уничтожении такие документы, как, например, «Приказы по основной деятельности. Копии». Очень сильно спорим с коллегами по данному вопросу. Считаю, что все документы по номенклатуре имеют 2 варианта «списания» из делопроизводства: или в описи (постоянного и свыше 10 лет хранения), или в акт на уничтожение (до 10 лет). Коллеги считают ненужным включать в акт копии распорядительных документов, которые направляются в подразделения и формируются подразделениями в соответствующие дела по их номенклатуре дел.

Когда названия документов писать с большой буквы и брать ли в кавычки?

Когда в преамбуле и по тексту договора стоит писать названия видов документов («Договор», «Устав», «Доверенность») с большой буквы? Так многие делают, почему? Когда наименования видов документов стоит оформлять с большой буквы и когда с маленькой, например, «Инструкция по делопроизводству» или «инструкция по делопроизводству», «Положение о…» или «положение о…»? Когда их брать в кавычки, а когда нет? Есть какая-то логика или можно писать как угодно?

Как правильно в деловой переписке сокращать двойные имена и двойные отчества адресата, написанные через дефис?

Подскажите, пожалуйста, как правильно в деловой переписке сокращать двойные имена и двойные отчества адресата, написанные через дефис, например, Хож-Ахмед Султанович, Халимат Абрек-Зауровна?

В каком порядке указывать должность, ученую степень и звание, ФИО?

В какой последовательности необходимо указывать в организационно-правовых документах должность, ученую степень, ученое звание, фамилию и инициалы? Есть ли правила?

Как оформить документ ДСП: «обычный» и в области обороны

Можно ли у Вас получить пример оформления документов ДСП в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.11.2021 № 2052? В частности, несекретных сопроводительных писем с документами ДСП в приложении.