Top.Mail.Ru

Вправе ли налоговый орган для проведения выездной налоговой проверки требовать от организации предоставления в течение 10 дней заверенных копий 75-85% всех документов?

Вопрос
Общество зарегистрировано в ФНС России в качестве крупнейшего налогоплательщика. Налогоплательщик имеет 7 филиалов по всей России. Межрегиональной налоговой инспекцией по крупнейшим налогоплательщикам, находящейся в Москве, решением от 05.12.2013 назначена выездная налоговая проверка с утверждением проверяющих бригад из налоговых органов по месту регистрации головной организации и филиалов. В соответствии со ст. 93 НК РФ в рамках налоговой проверки выставлено 17 требований о представлении в течение 10 дней заверенных должным образом копий документов (практически всех регистров бухгалтерского и налогового учета, договоров, платежных документов и т.п.), то есть 75–85% всех документов по финансово-хозяйственным операциям за 2 года. Решением налогового органа от 16.12.2013 налоговая проверка приостановлена. Вправе ли налоговый орган запрашивать копии документов в таком объеме до осуществления налоговой проверки с выездом на места хранения документов? Должен ли налогоплательщик в случае приостановления выездной налоговой проверки соблюдать сроки исполнения вышеназванных требований налоговых органов?
Отвечает

Согласно п. 1 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Только если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, она может проводиться по месту нахождения налогового органа. При этом в п. 1 ст. 89 НК РФ не указывается, по какому именно месту, то есть где территориально должны проводиться выездные проверки филиалов и представительств налогоплательщиков-организаций.

В силу подп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов. Согласно п. 12 ст. 89, п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее выездную налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов. При этом налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов (подп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Перечень документов, которые налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы для целей налогового контроля, не является исчерпывающим. Так, в п. 5.1 письма ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622@ «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок» указан примерный перечень документов, рекомендуемых для истребования налоговыми органами в ходе проведения налоговой проверки и имеющих значение для формирования выводов о правильности исчисления, удержания и уплаты (перечисления) налогов и сборов, а также для принятия обоснованного решения по результатам проверки. Налоговые органы при проведении налоговой проверки вправе не только истребовать документы, но и ознакомиться с архивной базой налогоплательщика (см. письмо Минфина России от 22.02.2012 № 03-02-08/16).

Законодательство не содержит ограничений относительно объема документов, которые могут запрашиваться налоговыми органами в рамках проводимой ими выездной налоговой проверки, а также требований о выезде представителей налоговых органов в места хранения документов, поскольку из п. 2 ст. 93 НК РФ следует, что истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

По нашему мнению, при решении вопроса о правомерности истребования такого большого пакета документов налогоплательщик должен исходить из предмета проведения проверки, то есть налогов, правильность исчисления и уплаты которых проверяется (п. 2 ст. 89 НК РФ). Соответственно, он обязан предоставлять только документы, относящиеся к предмету проверки. Однако повторимся: формальных критериев, которые позволяли бы ограничить объем запрошенных документов, законодательство не содержит.

Что касается обязанности представления документов после принятия решения о приостановлении налоговой проверки, отметим следующее. В рассматриваемой ситуации на момент направления требования о представлении документов и его получения налогоплательщиком выездная налоговая проверка не была приостановлена. То есть требование получено налогоплательщиком в период проведения выездной налоговой проверки. В то же время ни в законодательстве, ни в правоприменительной практике не решен вопрос о том, подлежит ли исполнению требование налогового органа о предоставлении документов в том случае, если до представления документов выездная налоговая проверка приостанавливается.

Согласно п. 9 ст. 89 НК РФ на период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой. В ряде случаев суды распространяют приведенную норму и на процедуру предоставления налогоплательщиком истребованных у него документов, указывая на то, что срок для предоставления документов по требованию налогового органа, предусмотренный п. 3 ст. 93 НК РФ, прерывается на период приостановления проверки, в связи с чем налогоплательщик обязан представить запрашиваемые документы лишь после возобновления выездной налоговой проверки (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.07.2011 по делу № А78-343/2011, ФАС Московского округа от 20.01.2011 № КА-А40/16654-10 и от 22.03.2010 № КА-А40/989-10, ФАС Уральского округа от 21.01.2010 № Ф09-11059/09-С3).

Однако в правоприменительной практике распространен и противоположный подход. Так, по мнению Минфина России, требование о представлении документов должно быть исполнено даже в случае приостановления либо окончания выездной проверки, поскольку иное не предусмотрено НК РФ (письма Минфина России от 05.08.2008 № 03-02-07/1-336, от 03.07.2008 № 03-02-07/1-246, от 13.02.2008 № 03-02-07/1-58). Нередко такую позицию занимают и суды (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 21.09.2011 № Ф09-5393/11, ФАС Поволжского округа от 23.12.2010 по делу № А57-6890/2010, Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2012 № 04АП-4839/11, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2012 № 17АП-756/12, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2012 № 14АП-161/12, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2010 № 17АП-13454/2009).

Налогоплательщик вправе в такой ситуации действовать по своему усмотрению: приведенная судебная практика позволяет обосновать обе точки зрения. Однако нужно быть готовым к тому, что доказывать свою правоту придется в суде. При этом исходя из противоположности позиций в правоприменительной практике вопрос о возможности применения к налогоплательщику и его должностным лицам мер ответственности в значительной степени зависит от усмотрения суда.

Отметим, что за непредставление документов (сведений), необходимых для налогового контроля, организации могут быть привлечены к ответственности по ст. 126 НК РФ, а виновные в непредставлении таких документов (сведений) должностные лица этих организаций – одновременно к ответственности по ст. 15.6 КоАП РФ (п. 2 постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

О дате договора, подписанного по ЭДО

В договоре аренды указана его дата – ​29.03.2024. Он был подписан по ЭДО, и в штампе о подписании проставлена другая дата. В тексте договора отмечено, что он вступает в силу с даты подписания сторонами и с даты подписания начинают исчисляться сроки договора и индексации арендной платы. С какой даты в данном случае следует исчислять указанные сроки: с даты в договоре или в штампе о подписании договора?

Можно ли использовать товарный знак компании, выдавшей сертификат?

Если товар прошел испытания и имеет сертификат качества, определенный организацией, то можно ли использовать при создании изображений для использования на сайте, в социальных сетях товарный знак данной организации?

Когда можно подать иск об упущенной выгоде?

Заключен рамочный договор поставки и оформлена спецификация. По ее условиям определены стоимость товара и порядок оплаты, предусматривающий аванс. После подписания спецификации продавец начал производить товар до перечисления аванса покупателем. Покупатель аванс перечислил частично (30% от согласованного). В дальнейшем не забрал товар и перестал выходить на связь. Может ли продавец не руководствоваться спецификацией, заявить иск об упущенной выгоде, основанный на стоимости цены, согласованной сторонами в спецификации?

Как получить от автосалона документы по гарантийному ремонту?

Автосалон не выдал заказ-наряд и акт выполненных работ по гарантийному ремонту (ремонт за счет дилера). Каким образом владельцу автомобиля можно получить данные документы? На какие нормативные правовые документы можно ссылаться в связи с такой ситуацией?

Взыскана сумма по судебному приказу, который позже был отменен. Как вернуть деньги, можно ли взыскать проценты и расходы на юриста

Взыскана сумма по судебному приказу. Судебный приказ впоследствии отменен, однако взыскание по нему произведено и получено взыскателем. Можно ли вернуть деньги не через поворот судебного решения, а с помощью самостоятельного иска о взыскании денег, а также взыскать еще проценты по ст. 395 ГК РФ и расходы на юриста?

По контракту 2023 года обязательства исполнены с просрочкой. Можно ли списать неустойку по нему по постановлению Правительства РФ № 783?

Возможно ли списание неустойки по контракту, заключенному в 2023 году по постановлению Правительства РФ от 04.07.2018 № 783, при условии, что обязательства исполнены в полном объеме с просрочкой (пени – ​менее 5%), а срок действия контракта – ​до 31.12.2023?

Возможно ли заключение дополнительного соглашения к договору с истекшим сроком действия и его распространение на период, предшествующий подписанию дополнительного соглашения

В договоре возмездного оказания услуг отсутствует условие о том, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. При этом у заказчика сохраняется задолженность перед исполнителем за оказанные услуги. Договор прекратил свое действие в четко указанную в договоре календарную дату, однако стороны приняли решение пролонгировать отношения на дополнительный срок. Для этого они согласуют и подписывают дополнительное соглашение к договору, но само соглашение датируют текущей датой, за пределами срока действия договора, при этом дополнительное соглашение распространяет действие на взаимоотношения сторон, возникшие с первого дня после окончания срока действия договора. Договор прекратил свое действие 31.12.2019, составляется дополнительное соглашение, датированное 09.01.2020, и в тексте дополнительного соглашения указывается, что оно распространяет свое действие на взаимоотношения сторон, возникшие с 01.01.2020. Правомерно ли это? Возможно ли заключение дополнительного соглашения к договору с истекшим сроком действия?

Рабочий день в организации установлен с 08.00 до 17.00.Если работник отметился в 08.00 на проходной, а не на своем рабочем месте, будет ли это являться опозданием?

В соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка рабочий день в организации установлен с 08.00 до 17.00. Территория работодателя – большая. Прежде чем попасть на свое рабочее место, работник должен пройти через проходную. Преодоление расстояния от проходной до цеха занимает длительное время. Если работник отметился на проходной в 08.00, будет ли это являться опозданием?