Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: в приведенной ситуации сроки для принудительного взыскания штрафа налоговым органом пропущены, однако само по себе это обстоятельство не является основанием для списания задолженности перед бюджетом.
Соответствующая задолженность подлежит отражению в учете налогоплательщика до ее погашения либо признания безнадежной и списания в порядке, установленном налоговым законодательством.
Необходимый для признания задолженности безнадежной судебный акт, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания соответствующих сумм, может быть принят и по инициативе налогоплательщика.
Обоснование вывода
Согласно подп. 10 и 11 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа (соответствующие формы утверждены приказом ФНС России от 28.01.2013 № ММВ-7-12/39@), а также осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, результаты которой оформляются актом по форме, утвержденной приказом ФНС России от 20.08.2007 № ММ-3-25/494@.
Справка о состоянии расчетов формируется с использованием программного обеспечения налоговых органов по данным информационных ресурсов инспекции ФНС России и отражает фактическое состояние по расчетам с бюджетом, сложившееся на определенную дату, на основании информации, имеющейся в налоговом органе, и подтверждает наличие или отсутствие задолженности (переплаты) у конкретного налогоплательщика. Указанные в справке сведения должны соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, то есть быть достоверными.
В силу п. 1 и 8 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате штрафных санкций. Если он добровольно не уплатил штрафные санкции, налоговые органы вправе принять меры по их принудительному взысканию (п. 6 ст. 45 НК РФ). Порядок и сроки такого взыскания регламентированы ст. 46 и 115 НК РФ.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя – причитающейся к уплате суммы. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате (п. 3 ст. 46 НК РФ). При этом сам по себе факт пропуска налоговым органом срока, установленного НК РФ для взыскания штрафа в принудительном порядке, не прекращает обязанности налогоплательщика по его уплате.
Президиум ВАС РФ в постановлении от 01.09.2009 № 4381/09 указал, что если судом применение штрафных санкций не признано незаконным, то размер штрафа должен указываться в справке о состоянии расчетов по налогам и сборам в полном объеме. В то же время отражение в справке задолженности по штрафу без отражения информации о невозможности взыскания этого долга в принудительном порядке следует расценивать как неполную информацию о задолженности по штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивающую его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности. Поэтому, как разъяснил суд в приведенном постановлении, наряду со сведениями об имеющейся задолженности в справке о состоянии расчетов с бюджетом должны содержаться и сведения об утрате налоговым органом возможности взыскания задолженности.
Задолженность налогоплательщика перед бюджетом может быть признана безнадежной к взысканию. Согласно подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежной к взысканию признается в том числе задолженность по штрафам, числящаяся за налогоплательщиком, если уплата и (или) взыскание ее оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания задолженности в связи с истечением установленного срока взыскания, в том числе в случае вынесения судом определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании задолженности. Порядок списания такой задолженности, а также перечень документов, подтверждающих невозможность ее взыскания, установлен приказом ФНС России от 19.08.2010 № ЯК-7-8/393@. Следовательно, при наличии судебного акта, указанного в подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ, налоговый орган обязан принять решение о признании недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и ее списании (письмо Минфина России от 15.11.2010 № 03-02-08/70), а в дальнейшем соответствующая задолженность не должна отражаться в справке о состоянии расчетов по налогам и сборам.
Как показывает судебная практика, указанный в подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ судебный акт может быть принят и по инициативе налогоплательщика, обратившегося в суд с требованием, например, о признании незаконным действий налогового органа, выразившихся в выдаче справки о состоянии расчетов по налогам, содержащей данные о налоговой задолженности (см., например, постановления ФАС Московского округа от 19.11.2013 № Ф05-12800/13, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2013 № 11АП-19147/13, Второго арбитражного апелляционного суда от 28.10.2013 № 02АП-7667/13, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2011 № 17АП-4443/11, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2011 № 15АП-5017/11, Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2011 № 20АП-1907/11). При этом следует учитывать, что в случае обращения в суд непосредственно с требованием о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании в рассмотрении таких требований судом может быть отказано (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2011 № 17АП-2292/11).